ПАМЯТКА
ВОСПИТАТЕЛЯМ
«39 идей для вовлечения родителей во взаимодействие с детским
садом»
Создавайте и используйте возможности для
непосредственного общения
Используйте разнообразные виды деятельности, которые
создают возможности для сотрудничества родителей и воспитателей, и делитесь
информацией друг с другом. Создавайте возможности и отводите время для
дискуссий с семьями, всегда оставляя достаточно времени для вопросов родителей.
Научитесь хорошо слушать. Ниже приведены некоторые мероприятия, которые успешно
используются в программе «Шаг за шагом».
1. Первые визиты в детский сад.
Перед тем как ребенок начнет посещать детский сад,
родители должны прийти на занятия и познакомиться с педагогами, другими детьми
и вообще с детским садом.
2. Вводные собрания.
После того как ребенок записан в детский сад,
вводные собрания для родителей помогают им встретиться с воспитателями и
другими родителями, узнать о ежедневных мероприятиях и другую полезную
информацию.
3. Посещения на дому.
Воспитатель может посетить ребенка на дому, чтобы
узнать и ребенка, и его семью в домашней обстановке.
4. Когда приводить и забирать ребенка.
Расписание может быть составлено так, чтобы время,
когда детей приводят в детский сад и забирают домой, использовалось для общения
с семьями.
5. Телефонные звонки.
Телефонные звонки делаются в особых случаях или раз
в месяц всем родителям, чтобы поддерживать неформальное общение с ними.
6. Конференции родителей и воспитателей.
Конференции — это формальные собрания,
предназначенные для того, чтобы обсуждать успехи детей и давать возможность
родителям делиться своими идеями и проблемами. Конференции можно использовать
для совместного планирования индивидуализированных программ.
Используйте письменные формы общения
Когда нехватка времени или сложности с расписанием
мешают вам встретиться с родителями лично или если у вас нет телефона,
поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного
общения.
7. Брошюры.
Брошюры помогают родителям узнать о детском саде.
Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.
8. Пособия.
Пособия содержат подробную информацию о детском
саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.
9. Бюллетень.
Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы
постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в
программе и др.
10. Еженедельные записки.
Еженедельная записка, адресованная непосредственно
родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском
саду, о его любимых занятиях и другую информацию.
11. Неформальные записки.
Воспитатели могут посылать с ребенком короткие
записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о
только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь
могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи
также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или
содержащие просьбы.
12. Личные блокноты.
Такие блокноты могут каждый день курсировать между
детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и
в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях,
таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.
13. Доска объявлений.
Доска объявлений — это настенный экран, который
информирует родителей о собраниях, меро приятиях детского сада, расписании на
день и др.
14. Ящик для предложений.
Это коробка, в которую родители могут класть записки
со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с
группой воспитателей.
15. Отчеты.
Письменные отчеты о развитии ребенка — это одна из
форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не
заменяла личных контактов.
Создавайте множество ролей для родителей
Родители могут играть разные формальные и
неформальные роли в программе. Ниже приведены некоторые из них.
16. Гость группы.
Необходимо поощрять приход родителей в группу для
наблюдения за детьми и игры с ними.
17. Доброволец.
У родителей и детей могут быть общие интересы или
умения. Взрослые могут помогать воспитателям в классе, принимать участие в
спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом,
помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.
18. Оплачиваемая должность.
Некоторые родители могут занять оплачиваемую
должность в программе в качестве члена воспитательного коллектива.
19. Член родительского совета.
Родительский совет — это группа родителей, которая
регулярно собирается для того, чтобы давать рекомендации воспитателям по поводу
их теории и практики.
Развивайте работу, направленную на родителей
20. Сотрудничество родителей друг с другом.
Это помощь более опытных родителей начинающим.
Групповая деятельность может включать в себя собрания для общения или оказания
поддержки.
21. Информация для родителей и их обучение.
Детский сад предоставляет родителям информацию на
интересующую их тему о развитии ребенка.
22. Неформальные встречи родителей и воспитателей.
Это тематические встречи, вечера и т.п.
23. Использование коммуникативных ресурсов.
Общение родителей по вопросам, связанным с
трудоустройством, здоровьем, жильем, уходом за детьми, образованием и другими
нуждами семей.
24. Обмен литературой.
Детский сад может создать библиотеку интересных
книг, статей, буклетов, видео- и аудиокассет, которыми родители могли бы
пользоваться.
Предложения для работы с родителями
Советы, предлагаемые ниже, могут помочь
активизировать участие родителей.
25. Уважение к роли родителей.
Укрепляйте взаимное уважение между воспитателями и
родителями.
26. Поощряйте участие родителей, содействуйте им. Подсказывайте родителям,
как они могут участвовать в программе детского сада.
27. Старайтесь разнообразить виды участия родителей,
проявляйте гибкость и творчество.
У разных семей разные интересы, ресурсы и образ
жизни. Что подходит одной семье, не подходит другой.
28. Позволяйте семьям самим решать, как они могут
помогать детскому саду наилучшим образом.
Добейтесь того, чтобы семьи понимали, что их участие
в программе ценится и что любой вклад с их стороны приветствуется.
29. Говорите с семьями о надеждах воспитателей и
родителей. Обсудите, как вы будете поддерживать контакты с самого начала посещения
ребенком детского сада.
30. Будьте терпеливыми.
Участие родителей — возможно, новая область для
воспитателей и семей, а на развитие новых контактов требуется время. Программа,
в которой активно участвуют родители, строится на маленьких поэтапных
достижениях.
31. Делайте акцент на сильных сторонах ребенка,
семьи и давайте положительное подкрепление.
Родители и воспитатели ждут друг от друга взаимного
одобрения и признания, что они хорошо делают свое дело. Сосредоточьте внимание
и подчеркивайте сильные стороны ребенка и семьи. Даже опытные родители и
воспитатели нуждаются в подтверждении их уникального вклада в развитие ребенка.
32. Поддерживайте тесные контакты.
Каждый воспитатель должен разговаривать с родителями
каждого ребенка по крайней мере раз в неделю.
33. Выражайте свою признательность.
Давайте родителям знать, что вы цените их участие в
программе.
34. Постарайтесь вовлекать всю семью.
Отцы часто исключаются из дошкольных программ.
Подумайте о том, как творчески привлекать отцов, братьев, сестер и других
членов семьи.
35. Поощряйте посещаемость родительских собраний. Проводите собрания в
удобное для родителей время. Помогайте семьям найти дополнительные ресурсы для
воспитания детей.
36. Сохраняйте конфиденциальность.
Доверие — неотъемлемая часть контактов, основанных
на сотрудничестве. Обеспечивайте полную конфиденциальность информации о каждой
семье.
37. Учитесь навыкам сотрудничества.
Проводите совместные обучающие занятия родителей и
воспитателей для укрепления их сотрудничества.
38. Сотрудничайте с другими партнерами в вашем
районе.
Обычно семьи рассчитывают на разные службы и услуги.
Дошкольная программа не может предоставить семьям всего спектра услуг, но может
сотрудничать с другими программами, которые обеспечат детей и родителей
необходимыми услугами (например, со школой и службой здравоохранения).
39. Создайте консультационную группу по проблемам
семьи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий